Нормативные документы
Из методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проводится квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) и учреждений специального образования (далее – УСО) результатов освоения данной образовательной программы. Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 (далее – Правила проведения аттестации).
Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО, завершившие освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), сдают квалификационный экзамен,. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.
К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.
Учащиеся XI (XII) классов УОСО и УСО не допускаются к квалификационному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:
имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;
не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;
имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».
- аттестат об общем среднем образовании выставляется ГОДОВАЯ отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО и УСО. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».
Для проведения квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек.
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, и Правилами проведения аттестации. Некоторые формы документов, содержащиеся в Правилах проведения аттестации, приведены в соответствие с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и содержатся в данных рекомендациях.
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Квалификационный экзамен состоит из квалификационной пробной работы, выполняемой в период производственного обучения (производственной практики), и экзамена по результатам теоретического обучения, на который в учебном плане отведено 6 часов. Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования (руководителем структурного подразделения), осуществляющего реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классах УОСО и УСО за две недели до их начала и доводится до сведения руководителей УОСО и УСО, которые в свою очередь должны ознакомить с данной информацией учащихся, осваивающих данную образовательную программу по II и III модели обучения, родителей (законных представителей) учащихся.
2.1. Порядок и правила проведения квалификационной пробной работы
Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. В процессе выполнения квалификационной пробной работы учащиеся должны продемонстрировать степень владения профессиональными знаниями и умениями в самостоятельном выполнении работ в соответствии с
требованиями, определяемыми тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками к рабочим (служащим).
На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов. Конкретный объем учебного времени, отводимого на выполнение квалификационной пробной работы, определяется в процессе календарно-тематического планирования по учебному предмету «Трудовое обучение».
При разработке перечня квалификационных пробных работ следует учитывать, что работы (задания) должны:
соответствовать требованиям тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик и содержанию производственного
обучения в рамках освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочего (служащего);
отражать специфику содержания трудовой деятельности организации, на базе которой была организована производственная практика учащихся;
обеспечивать нагрузку учащихся в установленное время; обеспечивать возможность использования прогрессивных форм
организации труда, применения новейших инструментов и материалов.
Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы.
При заполнении наряда-задания уточняются наименования работы (задания), уровень квалификации (при его наличии), нормы выработки (времени) (при их наличии). В случае, когда по отдельным профессиям не может быть установлено конкретное содержание квалификационной пробной работы в наряде-задании указывается наименование работы (задания), разряд (при наличии) и норма времени на его выполнения
После выставления отметки по результатам выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения организации, которой данная работа выполнялась.
2.2. Порядок и правила проведения экзамена по результатам теоретического обучения
На экзамене по результатам теоретического обучения учащиеся должны продемонстрировать знания:
порядка и правил выполнения соответствующих видов работ;
назначения используемых материалов, оборудования, инструмента;
порядка и правил чтения графической документации;
основ охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;
основ экономики, трудового права, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности.
Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются заместителем руководителя (руководителем структурного подразделения) учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.
На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.
Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания, например, упражнение, решение задачи или иное.
При формулировке вопросов (заданий), включаемых в состав экзаменационных билетов, рекомендуется учитывать, что содержание вопросов (заданий) должно обеспечивать возможность оценки учебных достижений учащихся в таких образовательных областях как технология, техника, материаловедение, графика, экономика, организация и управление, охрана труда, охрана окружающей среды, основы права, этика
- психология деловых отношений, информационные и коммуникационные технологии. При этом следует учитывать также и содержание квалификационных пробных работ. Например, если при выполнении данной работы учащийся читал сборочный чертеж, то в содержании экзаменационного билета не следует включать задания из образовательной области «Графика».
Вопросы и задания должны быть краткими и понятными, исключающими различное их толкование.
Из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь 11 июля 2022 г. №184
47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования.
49. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.
Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы.
На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.
51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут.
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку.
Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.
Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
Телефоны «горячей линии» по вопросам организации проведения выпускных
экзаменов в учреждениях образованияЗаместитель директора по учебной работе ГУО
«Средняя школа № 67 г. Гомеля»
тел. 53- 94 -34
Отдел образования, спорта и туризма администрации
Центрального района г. Гомеля
тел. 34 -31- 26
Управление образования Гомельского горисполкома
тел. 51-34-97
Главное управление образования Гомельского облисполкома
тел. 35-70-29
Рубрика «вопрос – ответ» на сайте управления образования Гомельского горисполкома www.goroouogomel.by по вопросам проведения выпускных экзаменов, вступительных испытаний.
О завершении учебных занятий, окончании 2024/2025 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования
Из письма министерства образования Республики Беларусь
от 07.02.2025 №02-01-14/1569/дс
О завершении учебных занятий, окончании 2024/2025 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования
2. О завершении учебных занятий, окончании 2024/2025 учебного года
На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса:
учебные занятия завершаются 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) и XI (XII) классов – 23 мая 2025 г.;
учебный год завершается 31 августа 2025 г.
Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 13 июня 2025 г.
5. О проведении в 2024/2025 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования
Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.
Выпускные экзамены проводятся с 2 по 13 июня 2025 г. (основные сроки) и с 18 по 25 августа 2025 г. (иные сроки).
Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и обучающихся по учебным планам:
«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«История Беларуси» – по билетам в устной форме.
Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37–39 Правил проведения аттестации.
Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.
5.6. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации.
В 2025 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2024/2025 учебного года).
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 6 ноября 2024 г. № 487 и опубликованным в следующих сборниках:
Білеты па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» для правядзення выпускнога экзамену па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы базавай адукацыі, у тым ліку для правядзення экзамену ў парадку экстэрнату (выдавецтва «Акадэмія адукацыі», 2025 год выдання);
Билеты по учебному предмету «История Беларуси» для проведения выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования, в том числе для проведения экзамена в порядке экстерната (издательство «Академия образования», 2025 год издания).
Указанные билеты также размещены на национальном образовательном портале (adu.by / Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).
Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, текстом параграфа учебного пособия, иными источниками.
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания, а также методические рекомендации по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году будут размещены 26 мая 2025 г. на национальном образовательном портале (adu.by / Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).
Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):
Дата проведения Учебный предмет Вид работы Используемые сборники экзаменационных материалов 2 июня 4 июня 9 июня Белорусский язык Изложение Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання Русский язык Изложение Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания Математика Контрольная работа Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Акадэмія адукацыі», 2024, 2025 гады выдання Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Академия образования», 2024, 2025 годы издания 6. О проведении в 2024/2025 учебном году централизованных экзаменов, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
Централизованные экзамены проводятся:
по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «История Беларуси в контексте всемирной истории», «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 26 мая 2025 г., резервные дни – 21 июня 2025 г., иные сроки – 18 августа 2025 г;
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 29 мая 2025 г., резервные дни – 23 июня 2025 г., иные сроки – 20 августа 2025 г.

График проведения квалификационных (пробных) работ и выпускных квалификационных экзаменов
Группа Дата проведения пробных квалификационных работ Дата проведения консультации к выпускному квалификационному экзамену Дата проведения выпускного квалификационного экзамена 11 «Д», «Г» 19.05.2025 17.05.2025 23.05.2025
Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания
на II ступени общего среднего образования
в 2024/2025 учебном году
Дата Класс Предмет 2 июня 9«А», 9«Б» русский язык 2 июня 9 «Г», 9«Д» белорусский язык 2 июня 9 «В», 9«Е», 9«Ж» математика Дата Класс Предмет 4 июня 9 «Д», 9«Е», 9«Ж» русский язык 4 июня 9 «Б», 9«В» белорусский язык 4 июня 9«А», 9«Г» математика Дата Класс Предмет 6 июня 9«А», 9«Б» история Беларуси 6 июня 9«Г», 9«Д» история Беларуси 6 июня 9 «В», 9 «Е» история Беларуси 6 июня 9 «Ж» история Беларуси Дата Класс Предмет 9 июня 9«В», 9«Г» русский язык 9 июня 9«А», 9«Е», 9«Ж» белорусский язык 9 июня 9 «Б», 9 «Д» математика
Расписание консультаций к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Класс Дата Время Кабинет Учебный предмет Ответственный Консультации по учебным предметам 9 «А» 26.05.2025 08.55-09.40 1-201 Белорусский язык Сопот С.Н. 26.05.2025 09.55-10.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 27.05.2025 10.55-11.40 1-201 Белорусский язык Сопот С.Н. 27.05.2025 11.55-12.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 28.05.2025 10.55-11.40 1-201 Белорусский язык Сопот С.Н. 28.05.2025 11.55-15.40 6-301 Математика Хвалей К.Р. 29.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 29.05.2025 11.55-12.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 30.05.2025 09.55-10.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 30.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 9 «Б» 26.05.2025 10.55-11.40 1-.403 Белорусский язык Самусенко Е.П. 26.05.2025 11.55-12.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 27.05.2025 09.55-10.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 27.05.2025 10.55-11.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 28.05.2025 09.55-10.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 28.05.2025 10.55-11.40 6-301 Математика Хвалей К.Р. 29.05.2025 11.55-12.40 1-305 Белорусский язык Самусенко Е.П. 29.05.2025 12.50-13.35 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 30.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 30.05.2025 11.55-12.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 9 «В» 26.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 26.05.2025 11.55-12.40 1-.403 Белорусский язык Самусенко Е.П. 27.05.2025 09.55-10.40 1-304 Русский язык Боброва Л.М. 27.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 28.05.2025 09.55-10.40 1-304 Русский язык Боброва Л.М. 28.05.2025 10.55-11.40 1-204 Математика Дорофеева Е.Н. 29.05.2025 11.55-12.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 29.05.2025 12.50-13.35 1-305 Белорусский язык Самусенко Е.П. 30.05.2025 11.55-12.40 1-204 Математика Дорофеева Е.Н. 30.05.2025 12.50-13.35 1-304 Русский язык Боброва Л.М. 9 «Г» 26.05.2025 10.55-11.40 1-305 Белорусский язык Криволап Л.Н. 26.05.2025 11.55-12.40 1-404 Математика Макаревич С.П. 27.05.2025 11.55-12.40 1-304 Русский язык Боброва Л.М. 27.05.2025 12.50-13.35 1-404 Математика Макаревич С.П. 28.05.2025 09.55-10.40 1-305 Белорусский язык Криволап Л.Н. 28.05.2025 10.55-11.40 6-302 История Беларуси Путырь Е.Ф. 29.05.2025 11.55-12.40 1-305 Белорусский язык Криволап Л.Н. 29.05.2025 12.50-13.35 1-404 Математика Макаревич С.П. 30.05.2025 11.55-12.40 1-304 Русский язык Боброва Л.М. 30.05.2025 12.50-13.35 1-404 Математика Макаревич С.П. 9 «Д» 26.05.2025 10.55-11.40 1-304 Математика Новикова Е.Н. 26.05.2025 11.55-12.40 1-305 Белорусский язык Криволап Л.Н. 27.05.2025 11.55-12.40 1-304 Русский язык Щербакова И.Е. 27.05.2025 12.50-13.35 1-304 Математика Новикова Е.Н. 28.05.2025 10.55-11.40 6-302 История Беларуси Путырь Е.Ф. 28.05.2025 11.55-12.40 1-204 Математика Новикова Е.Н. 29.05.2025 11.55-12.40 1-204 Математика Новикова Е.Н. 29.05.2025 12.50-13.35 1-305 Белорусский язык Криволап Л.Н. 30.05.2025 11.55-12.40 1-304 Русский язык Щербакова И.Е. 30.05.2025 12.50-13.35 1-204 Математика Новикова Е.Н. 9 «Е» 26.05.2025 11.55-12.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 26.05.2025 12.50-13.35 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 27.05.2025 10.55-11.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 27.05.2025 11.55-12.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 28.05.2025 10.55-11.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 28.05.2025 11.55-12.40 1-305 Белорусский язык Самусенко Е.П. 29.05.2025 10.55-11.40 1-305 Белорусский язык Самусенко Е.П. 29.05.2025 11.55-12.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 30.05.2025 11.55-12.40 1-402 Математика Хвалей К.Р. 30.05.2025 12.50-13.35 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 9 «Ж» 26.05.2025 11.55-12.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 26.05.2025 12.50-13.35 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 27.05.2025 10.55-11.40 1-302 Математика Юрченко Г.А. 27.05.2025 11.55-12.40 1-203 Русский язык Дюбина Н.В. 28.05.2025 11.55-12.40 1-302 Математика Юрченко Г.А. 28.05.2025 12.50-13.35 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 29.05.2025 11.55-12.40 1-302 Математика Юрченко Г.А. 29.05.2025 12.50-13.35 1-201 Белорусский язык Сопот С.Н. 30.05.2025 09.55-10.40 1-202 История Беларуси Смирнова Д.Д. 30.05.2025 10.55-11.40 1-302 Математика Юрченко Г.А. Консультации педагога – психолога 9 «А» 24.05.2025 08.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «Б» 24.05.2025 09.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «В» 24.05.2025 10.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «Г» 24.05.2025 11.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «Д» 24.05.2025 12.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «Е» 24.05.2025 13.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 9 «Ж» 24.05.2025 14.00 Кабинет педагога-психолога Консультация для учащихся «Экзамены без стресса – экзамены на отлично» Кухаренко В.В. 28.05.2025 18.00-19.30 Кабинет педагога-психолога Консультация для родителей «Экзаменационный стресс: симптомы, причины, преодоление» Кухаренко В.В. 29.05.2025 18.00-19.30 Кабинет педагога-психолога Консультация для родителей «Мой ребенок выпускник», «Психологическая поддержка ребенка в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов» Кухаренко В.В. Расписание составлено
заместителем директора по учебной работе
О.А. Фоменко
Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам (9 класс)
Уважаемый выпускник! Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Напряжение нарастает из-за:
- высокой личной значимости будущего поступления в учреждение высшего образования – обучение в учреждении высшего образования связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.;
- возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.;
- неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания;
- необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе;
- дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки;
- постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности;
- высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания. У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.
Подготовка к экзаменам (советы детям)
Как же научиться, психологически правильно, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.
1. Заблаговременно ознакомьтесь с правилами и процедурой экзамена – это снимет эффект неожиданности на экзамене.
2. Помните, что чем раньше Вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше. Важно продумать порядок подготовки, составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
3. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
4. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
5. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
6. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
7. Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
8. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях. Старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросы хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
12. Научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, приходите на нее, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.
Накануне экзамена
1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать. Ночной сон должен быть не менее 9 часов для полноценного отдыха и обновления сил.
5. Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
6. В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, а перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
7. На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Лучше воздержаться от употребления сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. Немаловажным является выбор одежды для экзамена, она не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.
8. Перед выходом из дома проверьте все ли необходимое для экзамена вы взяли с собой (ручки, простые карандаши, ластик, линейку, циркуль), для повторения перед экзаменом можно взять учебные материалы.
На экзамене
1. Не пожалейте двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомните о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо!
2. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но для вас легче.
3. Прочитайте внимательно вопрос. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
4. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы немного успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.
5. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив ее, можно вернуться к первой.
6. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
7. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
8. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
9. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку своей работы. На устном экзамене послушайте, о чем спрашивает преподаватель ваших одноклассников, вопросы могут повторяться.
Подготовка к экзаменам (советы родителям)
1. Оказывайте своему ребенку психологическую поддержку. Она является важнейшим фактором, определяющим успешность ребенка при сдаче экзаменов. Психологическая поддержка – это процесс, при котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает в случае неудач. Поддерживать ребенка – значит верить в него.
2. Помните, что Ваш ребенок сдает экзамены, поэтому оградите его от своих переживаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: «Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе неспокойно» и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.
3. Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и предлагает свою помощь. Интересуйтесь у ребенка, что за сегодня сделано, легко было или тяжело, какие возникают трудности.
4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Не позволяйте ребенку заниматься по ночам. Заканчивать занятия необходимо не позднее 22.00. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзаменам. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.
5. Родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться своим временем и силами при подготовке к экзаменам. Вместе составьте план по подготовке. Помогите ребенку распределить темы по дням. Любые занятия по подготовке к экзаменам нужно начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает положительный настрой, создаст ситуацию успешности.
6. В выходные дни, когда Вы никуда не спешите, устройте ребенку репетицию экзамена, особенно устного. В конце проговорите с ребенком его ощущения, которые возникли при домашнем экзамене.
7. Дома у ребенка должно быть удобное место для занятий, возможность уединиться, а также возможность при желании прилечь, расслабиться. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему.
8. Старайтесь обеспечить ребенка полноценным питанием, которое должно быть регулярным, не менее 5 раз в день. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами – овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.
9. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетиков), нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.
10. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен – это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
11. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
12. Помните, что перед экзаменами дети становятся особенно мнительными и тревожными, попытайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случае не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребенок сдаст не так, как Вы рассчитывали. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребенка: ты сдашь экзамены – и мы поедем отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы и т.д.
Успеха вам и отличных результатов!