Информационно-библиотечный центр

Если вам взгрустнется, а книга в дефиците,
Если вам на сердце лег кусочек льда…
К нам, в библиотеку, скорее загляните –
Мы будем рады вам всегда!

Заведующий библиотекой:
Талецкая Людмила Михайловна

Положение о школьной библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ

об информационно-библиотечном центре государственного учреждения образования

«Средняя школа №67 г.Гомеля»

Информационно-библиотечный центр государственного учреждения
образования «Средняя школа №67 г. Гомеля» (далее – Школа) представляет собой
комплекс собранных в отдельных помещениях образовательных и информационных
материалов на электронных и бумажных носителях, к которым обеспечен доступ
учащихся и педагогов.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1. Информационно-библиотечный центр (далее – ИБЦ) создается для накопления,
    обобщения, систематизации и трансляции справочных, методических материалов и
    педагогического опыта средствами информационно-коммуникационных технологий
    (далее – ИКТ).
    1.2. ИБЦ предоставляет условия для реализации принципов доступности,
    непрерывности образования, самостоятельности учащихся и педагогов в обучении и
    преподавании с использованием ИКТ.
    1.3. В своей деятельности ИБЦ руководствуется нормативными документами
    Министерства образования Республики Беларусь, управления образования
    Гомельского облисполкома, отдела образования, спорта и туризма администрации
    Центрального района г. Гомеля, настоящим положением.
    1.4. Координацию деятельности ИБЦ осуществляют ГУО «Гомельский областной
    институт развития образования», ГУО «Гомельский областной учебно-методический
    центр профессионального образования», учебно-методический кабинет отдела
    образования, спорта и туризма Гомельского городского исполнительного комитета.
  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИБЦ
    2.1. Создание в Школе информационно-библиотечной среды как сферы воспитания
    и обучения учащихся.
    2.2. Создание банка педагогической информации как одного из компонентов
    образовательного пространства школы.
    2.3. Формирование и развитие умений по информационному самообеспечению
    учебной, познавательной, профессиональной деятельности.
    2.4. Создание условий для педагогов в получении информации о педагогической и
    методической литературе, новых средствах обучения через электронные каталоги,
    возможности отбора средств обучения, осуществления связи с педагогами
    учреждений региона, других городов, стран посредством электронной почты, сети
    Интернет.
    2.5. Создание (на основе имеющихся в ИБЦ) программных продуктов,
    мультимедийных презентаций для использования в образовательном процессе,
    управленческой деятельности.

2.6. Формирование навыков и умений самостоятельной, творческой,
исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИБЦ
    3.1. В ИБЦ аккумулируются электронные и печатные образовательные и
    информационные ресурсы:
  • электронные средства обучения, разработанные за счет средств
    республиканского бюджета;
  • электронные средства обучения победителей республиканского конкурса
    «Компьютер. Образование. Интернет»;
  • электронные средства обучения, программные продукты, разработанные
    педагогами учреждений образования;
  • электронные учебники, энциклопедии, справочники, словари;
  • учебно-методические пособия: рабочие программы курсов, учебные пособия,
    методические рекомендации и т.д.;
  • информационно-библиографические базы данных;
  • электронные периодические издания и приложения к ним;
  • аудиовизуальные материалы.
    3.2. ИБЦ размещается на базе библиотеки.
    3.3. Оборудование ИБЦ включает:
  • компьютеры для автоматизации работы библиотекаря;
  • компьютеры с доступом в Интернет для работы педагогов и учащихся;
  • мультифункциональное устройство (сканер, принтер, копир);
  • программное обеспечение.
    3.4. За организацию работы и результаты деятельности ИБЦ отвечает заместитель
    директора по учебной работе, ответственный за вопросы информатизации
    образования и заведующий библиотеки Школы.
    3.5. Заведующий библиотекой организует и ведет информационно-
    библиографические базы данных, раздел «Электронные периодические издания».
    3.6. Инженер-программист учреждения образования совместно с педагогами и
    заместителем директора по учебной работе, ответственным за вопросы
    информатизации образования, проводит отбор и формирование фонда ИБЦ. Ведет
    единую базу данных по всем направлениям деятельности ИБЦ. Обеспечивает защиту
    и хранение информации и программного обеспечения. Осуществляет помощь
    учащимся и педагогам в их работе с компьютерными программами. Информирует
    всех участников образовательного процесса о состоянии и обновлении ИБЦ.
    3.7. Заместитель директора по учебной работе, ответственный за вопросы
    информатизации образования, организует сбор и обобщение информации по
    использованию материалов ИБЦ в образовательном процессе, консультирует
    учителей по использованию электронных средств обучения.
    3.8. Контроль над деятельностью ИБЦ осуществляет директор Школы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
4.1. Финансирование деятельности ИБЦ производится за счет бюджетных средств,
выделяемых школе, а также за счет средств городских (районных) целевых программ
и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики
Беларусь.

Правила пользования информационно-библиотечным центром

ГУО «СШ № 67 г. Гомеля»
1 Общие положение

1.1 Правила пользования информационно-библиотечным центром (далее
ИБЦ) Государственного учреждения «Средней школы № 67 г. Гомеля»
разработаны на основе Типовых правил пользования школьной библиотекой
в Республике Беларусь (утвержденных приказом Министерства образования
Республики Беларусь № 768 от 27 декабря 1999 г.).
1.2 Правила пользования ИБЦ регламентируют общий порядок
организации обслуживания читателей ИБЦ, права и обязанности ИБЦ и
читателя. Право пользования ИБЦ имеют учащиеся, педагоги и другие
работники школы, родители учащихся школы.

2 Пользователи ИБЦ имеют право:

2.1 получать информацию о составе фонда и информационных ресурсах и
предоставляемых ИБЦ услугах;
2.2 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
2.3 получать во временное пользование документы из фонда ИБЦ на
любом носителе для работы в читальном зале или на абонементе;
2.4 получать тематические, фактографические и библиографические
справки на основе фонда ИБЦ;
2.5 принимать участие в мероприятиях, проводимых ИБЦ;
2.6 Обращаться к представителям администрации учреждения с
предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся
обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и
услуг.

3 Порядок пользования ИБЦ

3.1 Учащиеся школы записываются в ИБЦ в индивидуальном
порядке в соответствии со списками классов. Работники школы и родители
учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему
личность.
3.2 На каждого пользователя заполняется читательский формуляр
установленного образца. Формуляр читателя является документом,
удостоверяющим факт и дату выдачи пользователю документов из фонда и
приёма их библиотечным работником.

2
3.3 При записи пользователь должен быть ознакомлен с Правилами
пользования ИБЦ и подтвердить обязательство об их выполнении своей
подписью в формуляре пользователя. Учащиеся1-4 классов подписи не
ставят.
3.4 Документы на дом выдаются читателям сроком на 15 дней. Количество
экземпляров, выданных, не должно превышать пяти. ПРИМЕЧАНИЕ: срок
пользования может быть продлён, если на данную книгу нет спроса со
стороны других читателей. Учебная, методическая литература выдается
читателям на срок обучения в соответствии с программой. Литературные
произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в
соответствии с программой изучения.
3.5 Очередная выдача документов из фонда читателю производится только
после возврата взятых им ранее.
3.6 Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры
справочных изданий выдаются только в читальном зале.
4 Порядок выдачи и возврата учебных пособий
4.1 Выдача учебных пособий учащимся в начале учебного года
осуществляется библиотечными работниками с участием классного
руководителя. Классный руководитель распределяет их между учащимися
под подпись.
4.2 Возврат в конце учебного года учебные пособия сдаются в ИБЦ в
полном объеме. Выдача и сдача осуществляется по графику.
4.3 Учащимся, готовящимся к поступлению, на протяжении учебного года
могут дополнительно выдаваться учебные пособи на формуляр читателя, при
наличии их в фонде.

5 Ответственность и обязанности читателя:
4.1 соблюдать Правила пользования ИБЦ и режим работы;
4.2 при записи в ИБЦ сообщить необходимые сведения для заполнения
читательского формуляра;
4.3 возвращать взятые из фонда документы в установленный срок;
4.4 не выносить из помещения ИБЦ документы без записи в читательском
формуляре;
4.5 при выбытии из школы вернуть все числящиеся за ним документы в
ИБЦ;
4.6 бережно относиться к библиотечному оборудованию и фонду: в
печатных изданиях не вырывать, не загибать страниц, не делать пометок и
т.п.). ПРИМЕЧАНИЕ: при получении документов из фонда библиотеки
читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения
каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан
сделать на них соответствующие пометки;
4.7 читатель, утерявший документ из библиотечного фонда, обязан
заменить его соответственно таким же или признанным сотрудниками ИБЦ
равнозначным. ПРИМЕЧАНИЕ: при отказе замены документов, заведующая

3
ИБЦ школы может требовать возмещения убытков в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
4.8 соблюдать общественный порядок и культуру поведения, выключать
звук мобильного телефона в зонах обслуживания читателей;
4.9 в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария и иных) выполнять
требования работников ИБЦ, органов внутренних дел, органов и
подразделений по чрезвычайным ситуациям.

5 Читателям ИБЦ запрещается:
5.1.1 входить в верхней одежде, с едой, с животными;
5.2 выносить документы из помещения ИБЦ без записи в формуляр
читателя;
5.3 переходить через ИБЦ в другие блоки школы.

6 Обязанности ИБЦ по обслуживанию читателей:

6.1 обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования ИБЦ,
которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте;
6.2 создавать комфортные условия для работы;
6.3 не использовать сведения о читателях и их интересах в иных целях,
кроме библиотечно-производственных;
6.4 давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде;
6.5 оказывать помощь читателям в выборе документов и в работе с ними
на различных видах носителей;
6.6 систематически информировать читателей о вновь поступивших
документах, пропагандировать фонды ИБЦ;
6.7 следить за своевременным возвратом документов из фонда и за
выполнением пользователями Правил пользования ИБЦ.

Периодические издания для педагогов и учащихся

Уважаемые пользователи!

Информационно-библиотечный центр

предлагает вам ознакомиться с периодическими изданиями,

где вы найдете много полезного и интересного для своей профессиональной деятельности, учёбы и досуга.

Периодические издания для педагогов

Серия «У дапамогу педагогу» была основана в 1995 году. Её публикации посвящены актуальным проблемам теории и практики образования, популяризуют передовой педагогический опыт, отражают тенденции развития педагогической науки и практики. Сегодня в серии выходят 14 научно-методических журналов:

  • «Адукацыя і выхаванне»
  • «Беларуская мова і літаратура»
  • «Біялогія і хімія»
  • «Геаграфія»
  • «Гісторыя і грамадазнаўства»
  • «Диалог»
  • «Замежныя мовы»
  • «Матэматыка і фізіка»»
  • «Мастацтва і школа»
  •  «Пачатковая школа»
  • «Русский язык и литература»
  • «Спецыяльная адукацыя»
  • «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа»

Периодические издания для учащихся –

это прекрасный источник творческих идей и вдохновения,

где можно проявить себя, найти друзей и единомышленников.

Предлагаем перечень журналов и газет нашей библиотеки.

РюкзачокПознавательно-игровой журнал рассказывает о жизни сверстников, загадках природы, достижениях науки и техники, шедеврах искусства. Подобраны материалы по школьной программе и с поделками и конкурсами.  
ВясёлкаЛитературный журнал со сказками, стихами, конкурсами и загадками. Знакомит детей и подростков не только с классиками белорусской литературы, но и с произведениями ровесников.  
ЗорькаУвлекательная и познавательная по содержанию газета рекомендована Министерством образования Республики Беларусь школьникам 8-14 лет. «Зорька» верный друг и помощник, в какой-то степени, мудрая волшебница, способная воплотить заветные мечты в жизни.   
Юный СпасательЖурнал расширяет кругозор и творческую активность своих читателей, в игровой форме обучает школьников ОБЖ.  Публикуемые материалы могут быть использованы на внеклассных мероприятиях.  
ТошкаУвлекательный журнал для маленьких любителей животных. На его страницах веселый щенок по имени Тошка рассказывает все о животных. В каждом номере можно найти советы повоспитанию домашних питомцев: от попугаев и до тараканов.
Электронные периодические издания


газеты для учителей:

«Беларускі час»
«Звязда»
«Знамя юности»
«Народная газета»
«Настаўніцкая газета»
«СБ Беларусь сегодня»
«Рэспубліка»
«Гомельские ведомости»
«Гомельская правда»

архив журналов:

«Адукацыя і выхаванне»
«Выхаванне і дадатковая адукацыя»
«Беларуская мова і літаратура»
«Бібліятэка прапануе»
«Біялогія і хімія»
«Геаграфія»
«Гісторыя і грамадазнаўства»
«Диалог»
«Замежныя мовы»
«Зборнік нарматыўных дакументаў»
«Здоровый образ жизни»
«Кем быть»
«Матэматыка і фізіка»
«Мастацтва і школа»
«Минская школа сегодня»
«Пачатковае навучанне»
«Пачатковая школа»
«Русский язык и литература»
«Спецыяльная адукацыя»

для детей:

«Вясёлка»
«Зорька»
«Классный журнал»
«Мурзилка»
«Рюкзачок»
«Квантик»
«Читайка»
«Шишкин лес»
«Юный натуралист»
«Юный спасатель»
«Юный техник»
«Юный эрудит»